?

Log in

No account? Create an account
Многомирие и фантастика - Эвереттика: многомирие (Мультиверс) [entries|archive|friends|userinfo]
Эвереттика: многомирие (Мультиверс)

[ website | Международный Центр эвереттических исследований ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Многомирие и фантастика [Aug. 24th, 2006|09:01 am]
Эвереттика: многомирие (Мультиверс)

everettics

[amnuel]
И еще одна небольшая статья - о многомирии и научной фантастике. Статья для Википедии.



Многомирие и фантастика
Многомирие — представление о космосе, состоящем из множества «параллельных» миров, существующих одновременно с нашим; предположение о том, что существует «на самом деле» не единственная Вселенная, представленная нашему опыту, но множество вселенных, отличающихся от нашей и развивающихся независимо. Многомирие — множество миров, связанных с нашим миром самыми разными связями — духовными и (или) материальными.
Многомирие в последние годы называется также Мультиверсумом. Сейчас идея многомирия (Мультиверсума) стала популярна не только в научной фантастике, но и ученые (философы, физики) проявляют к ней все больший интерес.
Концепция существования иных миров, отличных от нашего, возникла в литературе в XVIII веке. Пример — «Кандид» Вольтера, где один из персонажей, Панглос, заявляет, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». Однако вплоть до ХХ века идея многомирия ни в фантастике, ни в науке своего развития не получила.
В 1895 году, когда была опубликована «Машина времени», Уэллс, Герберт рассказом «Дверь в стене» открыл для фантастики существование параллельных миров. Для литературы идея «Двери в стене» была столь же революционна, как идея Эверетта (высказанная 62 года спустя) для физики.
В 1910 году был опубликован рассказ русского автора Николая Морозова «На границе неведомого» — уэллсовская идея иномирия была повторена, но и в этом случае дальнейшего развития не получила.
В 1923 году Герберт Уэллс вернулся к идее параллельных миров и поместил в один из них утопическую страну, куда отправляются персонажи романа «Люди как боги». Роман не остался не замеченным. В 1926 году появился рассказ Г.Дента «Император страны „Если“, а еще два года спустя — „Катастрофа пространства“ С.Красновского и „Бесцеремонный Роман“ В.Гиршгорна, И.Келлера и Б.Липатова. В рассказе Дента впервые возникла идея о том, что могут существовать страны (миры), история которых могла пойти не так, как история реальных стран в нашем мире. И миры эти не менее реальны, чем наш.
Персонажи „Бесцеремонного Романа“ попадают в прошлое, вмешиваются в исторические события, в результате чего направление развития меняется, возникает иной мир, „боковая линия истории“, отличающаяся от нашей.
В 1944 году Хорхе Луис Борхес опубликовал в своей книге „Вымышленные истории“ рассказ „Сад расходящихся тропок“. Здесь идея ветвления времени, впоследствии развитая Эвереттом, была, наконец, выражена с предельной ясностью: „Стоит герою любого романа очутиться перед несколькими возможностями, как он выбирает одну из них, отметая остальные; в неразрешимом романе Цюй Пэна он выбирает все разом. Тем самым он творит различные будущие времена, которые в свою очередь множатся и ветвятся…
В отличие от Ньютона и Шопенгауэра ваш предок не верил в единое, абсолютное время. Он верил в бесчисленность временных рядов, в растущую головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен… Вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего“.
Несмотря на появление перечисленных выше произведений, идея многомирия начала серьезно развиваться в научной фантастике лишь в середине пятидесятых годов ХХ века, примерно тогда же, когда аналогичная идея возникла в физике. Одним из пионеров нового направления в фантастике был Джон Биксби, предположивший в рассказе „Улица одностороннего движения“ (1954), что между мирами можно двигаться лишь в одну сторону — отправившись из своего мира в параллельный, вы уже не вернетесь назад, но так и будете переходить из одного мира в следующий. Впрочем, возвращение в свой мир также не исключается — для этого необходимо, чтобы система миров была замкнута, и где-то когда-то переход из мира N в мир N+1 вновь привел бы героя в мир № 1, тот, из которого он родом.
Научное исследование проблемы многомирия началось в 1957 году, когда американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы своей докторской диссертации, названной Формулировка квантовой механики через относительность состояний. Причиной появления работы Эверетта стало давнее противоречие между двумя разными квантовомеханическими формулировками — волновой и матричной. Эверетт это противоречие разрешил, и его исследование привело почти через полвека к появлению в физике концепции Мультиверсума. Концепция эта (ставшая основой современной эвереттической фантастики) заключается в следующем: при любом акте выбора реально осуществляются, с той или иной вероятностью, ВСЕ мыслимые варианты этого выбора. Но каждый вариант осуществляется в своей вселенной, отличающейся от всех прочих именно этим выбором. И неважно, что или кто выбирает: электрон ли, в результате ветвления волновой функции, или человек, решающий, выпить утром чай, кофе или рюмку коньяка. Реально существуют все решения волновых уравнений и все варианты человеческого выбора.
В 1957 году (одновременно с диссертацией Эверетта) американский фантаст Дик, Филип опубликовал роман „Глаза в небе“, действие которого происходило в параллельном мире, а в 1962 году — роман „Человек в высоком замке“, ставший классикой жанра. Идея ветвления исторического процесса впервые здесь была разработана на высоком художественном уровне. Действие романа „Человек в высоком замке“ происходит в мире, где Германия и Япония победили своих противников во Второй мировой войне и оккупировали США; восточная часть досталась Германии, западная — Японии.
В 1962 году был опубликован роман английского писателя Джона Браннера „Времена без числа“ — о мире, в котором Испанская армада не погибла во время морского перехода, а благополучно добралась до берегов Англии, высадила десант и победила. Идея параллельных и разветвляющихся миров оказалась не менее богатой в литературном плане, нежели идеи путешествия во времени и контакта цивилизаций. Однако, несмотря на огромное количество фантастических произведений о параллельных и ветвящихся мирах, на самом деле не так уж много (если не сказать — мало) таких, где предлагался бы качественно новый опыт, давалось бы новое, оригинальное объяснение тому или иному мысленному эксперименту. Идеи многомирия развивали в своих произведениях Саймак, Клиффорд, Бестер, Альфред, Олдисс, Брайан, Рендалл Гаррет, в СССР — братья Стругацкие, Ариадна Громова и Рафаил Нудельман. В романе Клиффорда Саймака „Кольцо вокруг Солнца“ (1982) описаны многочисленные планеты Земля, существующие каждая в своем мире, но на одной и той же орбите, и отличаются эти миры и эти планеты друг от друга лишь незначительным (на микросекунду) сдвигом во времени. Многочисленные Земли, которые посещает герой романа, образуют единую систему миров.
Клиффорд Саймак неоднократно возвращался к проблеме параллельных миров — кроме „Кольца вокруг Солнца“ можно упомянуть опубликованные ранее роман „Вся плоть — трава“ (1965) и рассказ „Пыльная зебра“ (1954), ставший „прародителем“ множества аналогичных произведений других фантастов, ничего по сути к идее, высказанной Саймаком, не добавивших.
Любопытный взгляд на ветвление миров высказал Альфред Бестер в рассказе „Человек, который убил Магомета“ (1958). „Меняя прошлое, — утверждал герой рассказа, — меняешь его только для себя“. Иными словами, после изменения прошлого возникает ответвление истории, в котором лишь для персонажа, совершившего изменение, это изменение и существует. В дальнейшем, несколько десятилетий спустя, идея „личного прошлого“ пришла и в физику — как обычно, не из фантастики, а в результате развития эвереттических идей и гипотез.
В 1968 году английский фантаст Брайан Олдисс опубликовал роман „Доклад о вероятности А“. Это произведение действительно построено в форме научного доклада, написанного различными наблюдателями, следящими каждый из своего мира за событиями, происходящими в мире параллельном. Каждый из миров назван „вероятностью“, поскольку каждый возник как осуществление с некоторой вероятностью некоего события, возможного в каждом из этих миров.
В 1962 году был опубликован роман советских авторов Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана „В институте времени идет расследование“ — классический фантастический детектив, действие которого начинается с убийства научного сотрудника. Сыщик расследует преступление, которое невозможно понять, не осознав, что время ветвится, что каждое новое изменение в прошлом порождает новую ветвь мироздания — старое и новое существуют независимо друг от друга. Именно так и описывал ветвление волновых функций Хью Эверетт III пятью годами ранее — однако для фантастики произведение Громовой и Нудельмана было новаторским — именно в нем впервые идея ветвления была перенесена с микро- на макро-уровень.
В повести братьев Стругацких (Стругацкие)»Понедельник начинается в субботу" (1962) описаны путешествия персонажей в разные варианты описываемого фантастами будущего — в отличие от уже существовавших в фантастике путешествий в различные варианты прошлого.
В принципе, рассказ Борхеса «Сад расходящихся тропок», а также опубликованные позднее произведения Дика, Биксби, Олдисса, Бестера, Громовой и Нудельмана, можно назвать первыми произведениями нового направления в литературе — эвереттической фантастики, фантастики многомирия.
Шестидесятые годы прошлого века стали временем интенсивной разработки идеи многомирия в самых разных ее вариантах. Это и параллельные миры, развивающиеся независимо друг от друга, это и миры, развивающиеся независимо, но связанные друг с другом множеством подпространственных переходов, это миры, друг из друга вытекающие, как ручьи… Трудно назвать фантаста шестидесятых-семидесятых годов, кто не написал бы романа, повести или хотя бы рассказа на тему о многочисленных вариантах нашего мироздания, о возможности прожить несколько альтернативных жизней, а человечеству — пережить множество альтернативных исторических событий. По большей части это были миры, физически от нашего мира мало отличавшиеся — варьировались поступки героев (напр., «Лавка миров», 1959, и «Три смерти Бена Бакстера», 1957, Роберта Шекли), человеческие судьбы (напр., «Дракон» Рэя Брэдбери, 1955) и судьбы целых народов (напр., в романе «Трансатлантический туннель, ура!», 1972, Гаррисон, Гарри описал мир, в котором Джордж Вашингтон был убит, а потому американская революция не состоялась). Развилки во времени, менявшие историю Земли, происходили в далеком прошлом, когда нашу планету населяли динозавры (трилогия об Эдеме Гарри Гаррисона, 1984—1988), и в прошлом недавнем («Гамма времени» Александра и Сергея Абрамовых).
Развилки и ветвления могут приводить к самым неожиданным последствиям. В цикле романов Рэндалла Гаррета «Слишком много волшебников» (1966) развилка произошла в средние века, когда люди интенсивно интересовали магией, волшебством и в результате сумели направить развитие цивилизации по принципиально иному пути. Не наука получила право на жизнь, а магия, и к ХХ веку в Англии совершают преступления и разгадывают детективные загадки маги и волшебники, пользующиеся потусторонними силами так же легко, как в нашей «вероятности А» мы пользуемся простыми физическими законами.
Влияние Мультиверсума (гомеостатического мироздания) на судьбы людей показано в повести советских фантастов Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света» (1977). К альтернативной истории человечества братья Стругацкие обратились в повести «Отягощенные злом» (1988).
Из других произведений российской фантастики, связанных с многомирием, можно назвать роман Андрея Лазарчука «Иное небо» (1994). Историческая развилка здесь та же, что уже была «исследована» Филиппом Диком в романе «Человек в высоком замке» — Вторая мировая война заканчивается победой Германии, Россия завоевана, действие романа Лазарчука происходит много лет спустя после той «исторической победы». Парадокс заключается в том, что, по версии Лазарчука, для развития России ее военное поражение оказывается даже в определенной степени полезным.
Интересен цикл альтернативно-исторических романов Хольма Ван Зайчика (2000—2005). Ван Зайчик — это псевдоним двух российских писателей — рассматривает историческую развилку, произошедшую в годы завоевания Руси татаро-монголами. Примером эвереттической прозы является также роман Юрия Кемиста «Три выбора» (2005), опубликованный пока только на сайте Международного Центра эвереттических исследований.
В американской литературе к поджанру эвереттической фантастики относится роман Дина Кунца «Краем глаза» (1999). Эвереттический подход состоит здесь в возможности взять из ИДЕИ каждого мира понемногу — так, чтобы там это оказалось незаметно, а здесь получить результат. Аналогичная идея, впрочем, высказывалась и ранее в повести израильского фантаста П. Амнуэля "Каббалист" (1998). Одна из концепций Мультиверсума показана в романе Павла Амнуэля «Тривселенная» (1999) — существование трех параллельных вселенных, одна из которых материальна, другая состоит из нематериальных идей, а в третьей законы природы позволяют идеям переходить в материальную форму, а материи — обращаться в идеи. Принципы эвереттической фантастики развиваются Павлом Амнуэлем также в цикле рассказов «Что будет, то и будет» (2002), повестях «Шесть картин» (2003), «Ветви» (2006) и др. Среди недавних произведений на тему многомирия можно назвать веселую Трилогию Шредингеровского Кота вокруг истолкований квантовой физики, написанную Робертом Вильсоном. Первая книга («Вселенная по соседству») рассматривает различные характеристики многомирия, второй том («Хитрая шляпа») соединяет их сквозь нелокальность, и третья часть («Почтовые голуби») размещает их в созданной наблюдателем вселенной.
Научно-фантастическая литература часто описывает еще не осуществленные научные проекты, еще не сделанные открытия и идеи, еще не вошедшие в ареал науки. Примеров тому достаточно много (голография, лазеры, клонирование и пр.), один из них — предвидение идеи многомирия и описание этой идеи и многочисленных следствий из нее для человеческой цивилизации.
Фантастика предвидела появление эвереттизма, эвереттизм же, утвердившись в физике, позволяет прийти к выводу об онтологической ценности всякой литературной фантазии, поскольку в результате практически бесконечного количества ветвлений мироздания, произошедших после Большого взрыва, в Мультиверсуме могут существовать (и, скорее всего, реально существуют) все или большая часть описанных фантастами (и, тем более, авторами-реалистами) универсумов. В этом смысле фантастическая литература, создаваемая авторами в нашей Вселенной, может быть (и, скорее всего, действительно является) сугубо реалистической прозой в другой части Мультиверсума.
Многомирие изучается сейчас уже не только в рамках физики (эвереттизм) или фантастической литературы. Осознанием и описанием многомирия, как фундаментальной характеристики бытия, занимается эвереттика — область философии, столь же новая, как эвереттизм в физике.
Современная эвереттическая фантастика — это реалистическая проза Многомирия.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: pouce
2006-08-24 08:12 am (UTC)
Не уверен, что все произведения об альтернативной истории можно относить к эвереттической фантастике. В большинстве случаев автор просто описывает, каким был бы _его собственный_ мир, если бы что-то в прошлом пошло не так (как некоторые люди думают: "вот поступил бы я в другой институт...", или "вот поехал бы я тогда..."). При этом автор вовсе не считает, что одновременно может существовать множество параллельных миров.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: baseolga
2006-08-24 08:22 am (UTC)
Вы невнимательно отнеслись к постулату Эветретта. Важно не то, что считает автор, а совокупность, например, мнений читателей... Все не так просто:) Но безумно интересно!
Вы не согласны?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pouce
2006-08-24 08:56 am (UTC)
Но в произведении важна как раз точка зрения автора: разделяет ли он идею многомирья или нет. А насчёт того, что безумно интересно, согласен. Я и сам уже лет десять периодически размышляю на эти темы (ничего не зная об эвереттике до прошлого года). :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panzer_papa
2006-08-24 03:10 pm (UTC)
Маленькое замечание: "Иное небо" - повесть. Роман - "Все способные держать оружие". Книга должна была выйти в августе 1991 года.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: amnuel
2006-08-25 03:02 pm (UTC)
"Иное небо" выходило в сборнике Лазарчука "Весенний месяц Ринь". По объему явно не повесть, скорее роман.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panzer_papa
2006-08-25 05:48 pm (UTC)
Я повторил слова самого Андрея.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dims12
2006-08-24 09:45 pm (UTC)
Мне кажется, говоря о многомирии в фантастике, нельзя не упомянуть Хроники Амбера Роджера Желязны. В этом цикле романов описывается "истинный мир", город Амбер, который отбрасывает бесконечного количество отражений. Каждый город -- это отражение Амбера. Каждое отражение -- это свой мир, немножко отличающийся от истинного. Каждое событие в истинном мире, имеет свой аналог во всех отражениях, причём тем более отличающееся от оригинала, чем оно "дальше" от Амбера. Земля (мир читателя) -- это одно из отражений.

Существуют "высшие люди" -- принцы или короли Амбера, которые способны перемещаться между отражениями. Чтобы пермещаться между отражениями, принц должен перемещаться в обычном пространстве и одновременно пытаться вообразить, что некоторые детали окружающего изменяются. И они будут изменяться. Например, за поворотом может неожиданно открыться долина, цвет неба может стать слегка другим и так далее. Таким образом, постепенно накапливая изменения, принц может построить его по своему желанию, то есть, попасть в нужное отражение.

В различных отражениях могут быть различные физические законы. Например, в Амбере не работает порох и огнестрельное оружие, поэтому надо пользоваться мечами и луками (получается фэнтези). В одном из романов, главный герой, находясь на Земле, защитил диссертацию по устройству разумного суперкомпьютера, обладающего колоссальными возможностями, который, однако, не мог работать на земле, а требовал особых физических законов. Руководители сочли его работу дикой теоретизацией, однако, этот компьютер был задуман героем специально и впоследствии построен в нужном отражении.

Ядром Амбера является геометрическая конструкция, символ, называемая Лабиринтом. Для того, чтобы получить способности принца, принц должен "пройти" лабиринт, что угродает ему смертельной опасностью, если он оступится. Лабиринт пропускает через себя только того, внутри кого течёт кровь королевской семьи, в генах которого отпечатан сам Лабиринт.

Фактически Амбер и весь мульверсум в его близости является островком неизменности, порождённый лабиринтом. Вблизи Амбера менять отражения невозможно. Зато чем дальше от него отдаляешься, тем более зыбки становится ткань отражений и кончается это всё океаном Хаоса.

В Хаосе тоже есть свои жители и свои королевские семьи...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: amnuel
2006-08-25 03:05 pm (UTC)
Да, верно, надо будет добавить в текст. Хотя Желязны считают корифеем фэнтези, у него много отличных НАУЧНО-фантастически романов, да и в тех, что относят к фэнтези, есть очень любопытные идеи, вполне наукообразные, чего, к сожалению, нет в большинстве фэнтези-романов других авторов.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-03-31 07:12 pm (UTC)

сценарии

Уважаемые авторы!
Мое объявление о поиске сценариев Вы знаете наизусть. Но продублирую его еще раз ниже.
Наша кинокомпания срочно ищет качественный сценарии полнометражного телевизионных фильмов . Истории с интересным сюжетом, хорошими диалогами и т.д. Скажу просто, если Вы чувствуете что Ваш сценарий «на троечку», то лучше не присылать!!! Вместе с текстом сценария желательно прикреплять синопсис! Жду качественную литературу.
Свои работы присылайте по адресу alla_belaya@ua.fm
Всю информацию о кинокомпании Вы можете прочитать на сайте www.pyramidfilm.ru
(Reply) (Parent) (Thread)